Теория сестринского дела

"Сестринское дело является и искусством и наукой. Оно требует понимания и практического применения определенных сестринских знаний и навыков, которые, во всех случаях, когда это возможно, основываются на результатах исследований и/или достоверных данных. Оно использует знания и методы, полученные из гуманитарных наук, из физических, биологических и поведенческих наук, из теорий управления и лидерства и из теорий образования."

ВОЗ, 1996 г.

Зародившаяся в XIX в. из набора чисто практичеких навыков и беспрекословной реализации врачебных указаний сестринская деятельность постепенно трансформировалась в отдельную науку, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и критическом мышлении. Еще Флоренс Найтингейл высказывала твердое убеждение в том, что "по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний". Именно она создала первые сестринские школы в Европе, а затем в Америке, где начали применяться научные методы решения проблем сестринского дела, зарождались профессиональные ценности.

Ученики и последователи идей Флоренс Найтингейл выступали за то, чтобы сестринское образование заняло достойное место в колледжах и университетах. Первые университетские программы подготовки сестер появились в США еще в конце 19-го столетия, однако их число значительно возросло в высших учебных заведениях Америки и Европы после второй мировой войны. Появлялись новые теории и модели сестринского дела и даже научные школы со своими авторитетами, такими как Вирджиния Хендерсон и Доротея Орем. В профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, такие как "сестринский процесс", "сестринский диагноз" и др.

Однако такие благоприятные условия для развития сестринского дела были далеко не везде. Пренебрежительное отношение к сестринской профессии и неправильное использование сестринского персонала во многих странах тормозили развитие не только сестринской помощи, но и всего здравоохранения в целом. Со слов выдающейся исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе, Дороти Холл, "многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука". "Нежелание признать, - пишет она, - что медицинская сестра занимает равноправное, по отношению к врачу, положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, а это лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами".

Тем не менее, сестринское дело продолжает развиваться, уверенно набирая обороты и профессионалы сестринского дела во всех странах мира все с большей уверенностью заявляют о своем желании внести профессиональный вклад в создание качественно нового уровня медицинской помощи населению. Разрабатываются инновационные педагогические технологии для обучения студентов, предлагаются новые программы обучения и курсы повышения квалификации медицинских сестер. Внедряются меры по оценке услуг, оказываемых медсестрами, с использованием стандартов профессиональной практики и индикаторов их качества. Развивается и увеличивается популярность научных исследований в области сестринского дела.

Согласно современной концепции развития сестринского дела, медицинская сестра должна быть высококвалифицированным специалистом - партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в рамках единой врачебной бригады. Помимо знаний о нормах здоровья и основ ухода современная медицинская сестра должна обладать достаточными знаниями в психологии, педагогике, менеджменте, должна знать как и где отыскать сведения о новейших исследованиях, относящихся к области ее практики, а также иметь достаточные знания, чтобы уметь применять результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.

Литература по теме "Теория сестринского дела":
  1. Медсестры и акушерки в защиту здоровья. Стратегия ВОЗ в области сестринского и акушерского образования для европейского региона. - ВОЗ, 2002г
  2. Теория сестринского дела: учебник. - ГЭОТАР-Медиа, 2010г, 256с
  3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела /Ростов-на-Дону: "Феникс"-2002.-446с.

Комментариев: 1

12 Май 2016 10:35
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕД СЕСТРЫ ТАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ
Имя:

Комментарий:
Символы с картинки:


Обновить картинку!